Выбрать страницу

Использование информационных технологий для поддержания технической готовности МСН в условиях современной Концепции Минобороны по обслуживанию и ремонту ВВТ

Авторы статьи: Капитан 1 ранга запаса, к.т.н. Солнцев А.Н., Капитан 2 ранга запаса, к.т.н. Травин С.В.

Записки ГС обложка из�Поддержание технической готовности морских средств навигации (МСН) кораблей и судов ВМФ является одной из главных задач гидрографических служб (ГС) флотов. Исправность МСН в первую очередь определяет возможность корабля выйти в море для выполнения поставленной задачи. Руководящими документами ВМФ выход в море кораблей, подводных лодок, судов обеспечения, далее кораблей, при неисправности навигационных приборов запрещен.

С целью обеспечения готовности МСН в ВМФ была создана система технического обслуживания и ремонта (СТОиР) МСН. Окончательно она сформировалась в середине 70-х годов 20 века, когда на флоте появились сложные навигационные комплексы атомных подводных лодок, и довольно успешно работала многие годы. Однако, из-за произошедших за последние годы изменений в экономическом и политическом устройстве страны, в структуре Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота, в состоянии самих МСН, её эффективность заметно снизилась.

В Приказе от 6 апреля 2010г. №320 МО РФ отмечено, чтодействующая система обслуживания и ремонта ВВТ не удовлетворяет:

структуре, численности Вооруженных Сил и имеющемуся ре­сурсному обеспечению;

резко возросшей за последние годы технической сложности образцов ВВТ;

конкурсным механизмам размещения заказов на обслуживание и ремонт;

современным мобилизационным заданиям;

функционированию оборонно-промышленного комплекса в ус­ловиях рыночной экономики и многообразия форм собственности;

резкому сокращению количества личного состава, привлекае­мого к проведению работ, и снижению уровня его квалификации;

потребности в полномасштабном участии предприятий про­мышленности в сервисном обслуживании и ремонте как новых ВВТ (в силу их сложности), так и старых ВВТ (в силу их изношенности).

То же в полной мере можно отнести и к действовавшей в ВМФ до 2010 годасистеме технического обслуживания и ремонта МСН.

Этим приказом утверждена Концепция адаптации системы обслуживания и ремонта вооружений и военной техники к новому облику Воору­женных Сил Российской Федерации. На основании данного приказа разработано Положение НЯДИ.000.0420.00.029 – «Корабли и суда ВМФ. Порядок выполнения работ по сервисному обслуживанию в процессе их эксплуатации», обязательному для всех ОУ МО и предприятий промышленности, задействованных в процессе сервисного обслуживания ВВТ.

Новая система обслуживания и ремонта ВВТ должна представ­лять совокупность двух подсистем:

подсистема заводского сервисного обслуживания и ремонта в установленном порядке на предприятиях промышленности и пред­приятиях ОАО «Оборонсервис»;

подсистема войскового сервисного обслуживания и ремонта в ремонтно-восстановительных органах бригад, оперативных и опера­тивно-стратегических командований, а также в установленном по­рядке в подразделениях сервисных центров ОАО «Оборонсервис».

В отношении образцов ВВТ с учетом сложности и трудоемко­сти технического обслуживания и ремонта предлагается распреде­лить задачи, выполняемые в каждой из подсистем.

Решение задач подсистемы войскового ремонта и сервисного обслуживания может осуществляться в стационарных и полевых ус­ловиях силами ремонтных подразделений (экипажей, расчетов и т.д.), войсковых ремонтных органов и отдельных ремонтно-восстановительных батальонов комплексного ремонта, а также в ус­тановленном порядке силами сервисных центров ОАО «Оборонсер­вис».

При этом ремонт с устранением сложных поломок, неисправ­ностей ВВТ предполагается осуществлять в установленном порядке выездными или стационарными бригадами в сервисных центрах ОАО «Оборонсервис», в том числе, в форме сервисного обслуживания в рамках технического надзора. Данный вид ремонта проводится в местах постоянной дислокации войск агрегатно-узловым методом в стационарных (полустационарных) условиях.

Структура системы сервисного обслуживания и ремонта ВВТ должна обеспечить оптимизацию трудоемкости восстановления в каждом звене системы, а также минимизировать стоимость восстановления и сократить время устранения поломок и неисправного ВВТ.

Таким образом, «Основным субъектом», обеспечивающим выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту, может быть ОАО «Оборонсервис», предприятия которого будут осуществлять периодический (по согласованному с Минобороны России плану) мониторинг тех­нического состояния ВВТ с последующим сервисным обслуживани­ем и осуществлением ремонта выездными и стационарными бригадами. При этом предполагается, что ОАО «Оборонсервис» совмест­но с органами военного управления должно сформировать систему оперативного взаимодействия с разработчиками и производителями ВВТ. Указанные мероприятия должны реализовываться на договор­ной основе с четким регламентированием функций и ответственно­сти каждого участника (субъекта) проведения сервисного обслужи­вания и ремонта ВВТ».

Ответственность за поддержание изделий ВВТ в установленной степени готовности базируется на проведении всего комплекса мероприятий по сервисному обслуживанию и ремонту, включая диагностику причин возникновения неисправностей, востребование необходимых узлов агрегатов для восполнения ЗИП в случае его использования для текущего ремонта и оказание помощи личному составу для безаварийной эксплуатации ВВТ.

В результате проводимых преобразований в Системе ТОиР резко возрастает роль и ответственность предприятий, осуществляющих сервисное обслуживание, за техническую готовность ВВТ. Для её обеспечения возникает необходимость:

— постоянного мониторинга тех. состояния ВВТ и принятия оперативных мер при снижении ТГ или отказах.

— выстраивания оптимальных логистических цепочек, а так­же организации комплексных центров сервисного послегарантийно­го обслуживания и ремонта ВВТ в районах, приближенных к местам дислокации.

— формирования базы учета технического состояния каждого изделия в целях определения потребности в мероприятиях техниче­ского обслуживания и ремонта для поддержания изделий в установ­ленной степени готовности к использованию по назначению и про­гнозирования на этой основе объема необходимых ресурсов на крат­косрочную и среднесрочную перспективу.

— формирования, основанного на сочетании экономических и административных механизмов эффективной системы контроля объ­ема и качества работ, проводимых в рамках сервисного обслужива­ния и ремонта.

— формирования системы планирования ТОиР на основе «Стратегии», интегрированной логистической поддержки изделия на всех стадиях его жизненного цикла и постепенного перехода от «календарного» принципа планирования ТОиР к планированию ТОиР на основе данных о реальном техническом состоянии изделия.

С учетом требований Концепции были пересмотрены и подходы к обеспечению ТГ МСН кораблей ВМФ. Указом Президента РФ №1656 единственным исполнителем по ремонту исервисному обслуживанию МСН на всех кораблях ВМФ, включая и навигационные комплексы АПЛ, было определено ОАО «780 ремонтный завод технических средств кораблевождения» (ОАО «780 РЗ ТСК»), входящее в структуру ОАО «Оборонсервис». Это обстоятельство поставило перед заводом новые серьёзные задачи, в несколько раз увеличив нагрузку на специалистов непосредственно работающих на кораблях ВМФ, и потребовало создания ремонтно-технических центров на каждом стратегическом направлении, а также групп технического обслуживания НК и ПЛ в местах базирования сил флота.

Новая структура СТОиР МСН представлена на рисунке 1.

Рис1

В отличие от существовавшей до 2010 года СТОиР вся ответственность за техническую готовность МСН кораблей ПГ ложится на плечи ОАО «780 РЗ ТСК». Предприятия-изготовители МСН привлекаются к работам по ТОиР своих изделий по контрагентским договорам.

Вместе с увеличившимся количеством структурных подразделений и расширившимся кругом задач усложнились и процессы планирования ТОиР, управления ресурсами, материально-технического обеспечения.

Реализация вышеперечисленных задач требует от предприятия осуществления постоянного мониторинга технического состояния МСН и принятия оперативных мер при снижении ТГ или отказах, более гибкого подхода к планированию своих ресурсов. Наиболее оптимальным способом, позволяющим решить данную задачу, является создание Системы информационного обеспечения ТОиР и единого информационного пространства между Предприятием и его обособленными удалёнными подразделениями.

Система информационного обеспечения ТОиР позволит осуществлять:

— оперативный контроль технического состояния МСН на объектах ВМФ и обмен информацией о техническом состоянии МСН, запасах ЗИП на объектах ВМФ и складах предприятия;

— информационное обеспечение специалистов при планировании и проведении работ по техническому обслуживанию и восстановлению технической готовности, модернизации, ремонту МСН на кораблях ВМФ и в условиях завода;

— эффективное планирование использования производственных мощностей и материальных ресурсов для обеспечения технической готовности МСН при их техническом обслуживании;

— оказание оперативной помощи при восстановлении технической готовности МСН и при внеплановом ремонте; обмен опытом эксплуатации МСН между специалистами и подразделениями.

Для организации взаимодействия между ремонтными подразделениями различных уровней необходимо организовать Единое информационное пространство (ЕИП).

ЕИП – это совокупность распределённых электронных баз данных различных уровней, которые содержат сведения об эксплуатационных и логистических характеристиках ВВТ, эксплуатационной среде, ресурсах организаций, участвующих в поддержке технической готовности, и обеспечивают обмен этими данными, корректность, актуальность, сохранность и доступность информации, содержащейся в нем.

База данных — это совокупность сведений (о реальных объек­тах, процессах, событиях или явлениях), относящихся к опреде­ленной теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности как в це­лом, так и любой ее части.

В нашем случае под объектами понимаются МСН, а также сведения о процессах, происходящих с ними. Совокупность этих сведений будет составлять Базу данных Морских средств навигации (БД МСН).

Также необходимо создать Базу данных производственных мощностей и ресурсов предприятия, в которую войдут данные об оборудовании, используемом при ТОиР, специалистах, осуществляющих работы, документы (схемы, чертежи, и пр.), необходимые при ТОиР МСН, и другая информация, связанная с этими процессами.

Для обеспечения распределённого доступа и удобства работы с Базой данных различных специалистов используются Системы управления БД (СУБД), в международной классификации называемые PDM-системы (англ. ProductDataManagement).

СУБД  — организационно-техническая система, обеспечивающая управление всей информацией об изделии. При этом в качестве изделий могут рассматриваться различные сложные технические объекты (корабли и автомобили, самолёты и ракеты, компьютерные сети и др.).

С помощью СУБД осуществляется отслеживание больших массивов данных и инженерно-технической информации, необходимых на этапах проектирования, производства или строительства, а также поддержка эксплуатации, сопровождения и утилизации технических изделий. Такие данные, относящиеся к одному изделию и организованные СУБД, называются цифровым макетом. СУБД интегрируют информацию любых форматов и типов, предоставляя её пользователям уже в структурированном виде (при этом структуризация привязана к особенностям современного промышленного производства). СУБД работают не только с текстовыми документами, но и с геометрическими моделями и данными, необходимыми для функционирования автоматических линий, станков с ЧПУ и др., причём доступ к таким данным осуществляется непосредственно из СУБД.

С помощью СУБД можно создавать отчеты о конфигурации выпускаемых систем, маршрутах прохождения изделий, частях или деталях, а также составлять списки материалов. Все эти документы при необходимости могут отображаться на экране монитора производственной или конструкторской системы из одной и той же БД. Одной из целей СУБД и является обеспечение возможности групповой работы над проектом, то есть, просмотра в реальном времени и совместного использования фрагментов общих информационных ресурсов предприятия.

Структура Системы информационного обеспечения подразделений ОАО «780 РЗ ТСК», непосредственно занятых в процессе ТОиР МСН, представлена на рисунке 2.

Рис.2

Безусловно, эта система не будет работать без надежных каналов обмена данными между различными её элементами. В современных условиях для доступа к БД МСН, передачи данных о состоянии техники, процессах ТОиР, обмена информацией между специалистами может быть использован Интернет.

Использование сети Интернет значительно облегчит взаимодействие всех элементов СИО. Однако не во всех пунктах базирования кораблей есть доступ в сеть, как по техническим причинам, так и по причинам режима. В этом случае информация может быть подготовлена и передана в региональный центр через сеть Интернет при появлении такой возможности или с помощью съемных носителей. Это, конечно, несколько снизит оперативность, но в целом не нарушит работу системы. Заявки на внеплановое ТО или устранение отказа всё равно будут поступать по традиционным каналам связи.

Создание ЕИП, включающего БД МСН, БД производства, СУБД и каналов связи, наполнение БДБД реальной информацией о каждом конкретном изделии (его истории, отказах, показателях надёжности и пр.) даст возможность более точно планировать необходимые мероприятия для обеспечения технической готовности конкретного изделия, с учётом данных о нём, условий эксплуатации, возможностей СТОиР в месте нахождения.

В основу построения системы информационного обеспечения СТОиР МСН должны быть положены технологии, позволяющие сопровождать изделие на протяжении всего ЖЦ, которые получили в мире название CALS-технологий – Continuous Acquisition and Life cycle Support – непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта. В русскоязычном варианте в специальной литературе предлагается термин ИПИ-технологий – информационная поддержка изделия (ИПИ).

Одной из составляющих ИПИ-технологий, которая играет особую роль на стадии эксплуатации изделия, является Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП), которая направлена на создание и эффективный обмен эксплуатационными и логистическими данными об изделии между его участниками и оптимизирует всю систему эксплуатации в целом;

интегрированная логистическая поддержка; ИЛП(IntegratedLogisticSupport, ILS): Совокупность видов инженерной деятельности, реализуемых посредством управленческих, инженерных и информационных технологий, ориентированных на обеспечение высокого уровня готовности изделий (в том числе показателей, определяющих готовность – безотказности, долговечности, ремонтопригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности и др.) при одновременном снижении затрат, связанных с их эксплуатацией и обслуживанием.

ИЛП включает следующие основные процессы: анализ логистической поддержки, планирование процессов технического обслуживания и ремонта изделия, планирование и управление материально-техническим обеспечением, обеспечение персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией, поддержка программного обеспечения и вычислительных средств, мониторинг технического состояния изделия и процессов эксплуатации и технического обслуживания;

Международные и российские стандарты, определяющие требования к ИЛП ЖЦИ предусматривают понятие уровней ТОиР. В условиях требований новой Доктрины по организации сервисного обслуживания ВВТ на флоте, целесообразно создать 3-х уровневую модель построения СТОиР на основе ИЛП. Каждому уровню соответствует свой набор задач, требования к численности и квалификации обслуживающего и ремонтного персонала, к количеству и номенклатуре запасных частей и заменяемых агрегатов, к составу специаль­ного оборудования и т.д.

А) На 1-м уровне, на корабле, личный состав осуществляет эксплуатацию МСН и контроль за их техническим состоянием. В соответствии с инструкциями по эксплуатации, в перспективе интерактивными электронными техническими руководствами (ИЭТР), проводит регламентные работы, ведет учёт наработки, отказов, расходе и пополнении ЗИПа. В случае необходимости привлечения специалистов ремонтных служб подается заявка в район ГС, как это предусмотрено РЭР ТСНГ.

Главная задача личного состава обеспечить сохранность, правильную эксплуатацию и боевое применение вверенной ему ВВТ в строгом соответствии с ЭТД, а также «своевременное оповещение закрепленных за ними сервисных центров о необходимости внерегламентных работ и обеспечения условий для их проведения (допуск к объекту, обеспечение транспортом, связью и т.д.).»

Б) Второй уровень системы ТОиР МСН является частью подсистемы войскового сервисного обслуживания и ремонта, введенной «Концепцией», куда наряду с ремонтно-востановительными структурами флота вустановленном по­рядке входят и подразделения сервисных центров ОАО «Оборонсервис». Применительно к МСН на данном уровне находятся региональные ремонтно-технические центры ОАО «780 РЗ ТСК», с входящими в них ГТО, и мастерские ГШВИ при РГС.

Специалисты ГТО должны осуществлять мониторинг технического состояния МСН на кораблях, находящихся в зоне их ответственности, проводить сервисное обслуживание техники по разработанному РРТЦ графику и осуществлять внеплановое ТОиР по указанию РРТЦ при поступлении такой заявки из РГС. Силами специалистов этого уровня проводятся сложные виды ТО, текущий и оперативный ремонт.

В процессе обслуживания специалисты ГТО получают информацию о состоянии и ресурсах МСН, наличии ЗИП на кораблях, проводят записи в формулярах изделий о проведённых работах, выявленных и устранённых неисправностях и другие отметки определённые РД. Вся эта информация должна также заноситься в специальное «Электронное эксплуатационное дело изделия».

Электронное эксплуатационное дело изделия; ЭДИ:Совокупность данных, описывающих функциональную структуру изделия (ФСИ) и характеризующих события, происходящие с изделием в процессах эксплуатации и ТОиР (наработка, изменения в составе ФСИ, изменения характеристик изделия и его составных частей, отказы и их устранение и т.д.).

3-й уровень СТОиР МСН является «подсистемой заводского сервисного обслуживания и ремонта в установленном порядке на предприятиях промышленности и пред­приятиях ОАО «Оборонсервис»; В нашем случае это ОАО «780РЗ ТСК» и его контрагенты.

На 3-м уровне происходит планирование и управление процессами ТОиР в масштабе флота (региона), составляются планы по использованию выездных бригад завода, ремонта МСН в стационарных условиях завода, привлечения контрагентов для выполнения отдельных видов работ, разрабатываются планы модернизации МСН и т.д. Планирование происходит в тесном контакте с УНиО МО РФ и с учётом заявок поступающих от ГС флотов и данных о техническом состоянии МСН, приходящих из РРГС. На основе этих данных проводится анализ логистической поддержки (АЛП) для всестороннего исследования изделия и определения оптимального плана ТО для каждого типа изделий. Он выполняется с целью обеспечения необходи­мого уровня надежности, ремонтопригодности и готовности к использованию.Результаты ЛА позволяют корректировать ранее принятые решения по поддержке ЖЦИ при заданных показателях эффективности эксплуатации, в частности постепенно переходить от планирования ТО по показателям ресурса к методу ТО на основе данных о состоянии изделия. К процессу ЛА должны привлекаться предприятия-разработчики МСН, которые при необходимости могут вносить корректуру в эксплуатационную и ремонтную документацию изделия.

На основе ЛА специалисты завода совместно со специалистами УНиО МО РФ, осуществляют выработку единой технической политики по обеспечению готовности МСН различных типов и организуют взаимодействие между уровнями ТО и предприятиями промышленности, вырабатывают рекомендации по совершенствованию процессов ТОиР на различных уровнях.

Модель сервисного обслуживания МСН на основе ИЛП ЖЦИ представлена на рисунке 3.

Рис.3

Внедрение информационных технологий в Систему ТОиР МСН позволит автоматизировать процесс сбора, обработки и оперативного учёта информации о фактическом состоянии МСН, разработать план ТО по обеспечению заданной готовности МСН. По оценкам различных международных организаций и специалистов при внедрении ИПИ ЖЦИ сокращаются: средняя продолжительность ТО на 15-30%; среднее время восстановления после отказа на 15 – 30 %; средняя стоимость ТОиР до 30%. Повышаются: Коэффициент технического использования на 8-10%, Коэффициент готовности на 10-15%. Эффект от внедрения информационных технологий в практику поддержания ТГ МСН и причины, ведущие к повышению её эффективности, представлены в таблице 1.

Конечно, для повышения эффективности существующей сегодня системы ТОиР МСН и для приведения её в соответствие с принципами Концепции необходимо провести много организационных и технических мероприятий. В первую очередь необходимо развивать регионально-технические центры и группы технического обслуживания, вооружая их новым диагностическим оборудованием, повышая квалификацию специалистов. Создать единый склад по хранению ЗИП для ремонта и восстановления МСН. Это в значительной мере повысит качество ТО и сократит время устранения отказов.

Для повышения вероятности безотказной работы и технической готовности МСН необходимо внедрять принципы ИЛП их жизненного цикла и в первую очередь обеспечить информационную поддержку эксплуатации МСН. Решение этой задачи связано, во-первых, с формированием электронных Баз данных МСН и производства, в которых будут храниться и вестись электронные дела на все МСН и производственное оборудование, использующееся при проведении ТОиР; во вторых, с созданием единого информационного пространства предприятия, куда будут включены все участники процесса обслуживания МСН и обеспечение их каналами передачи информации и едиными правилами обмена данными; в-третьих, с разработкой СУБД, отвечающей требованиям предприятия по функциональности, удобству интерфейса и организации распределённого доступа в БДБД всех участников.

Такая работа проводится сегодня на предприятии. Результаты работы по внедрению информационных технологий на заводе и в системе ТОиР МСН будут освещены в следующих публикациях.